Вы здесь: ГлавнаяБиблиотекаЕлена Борисова — Элементы стиля: рецензия + 10 цитат

Елена Борисова — Элементы стиля: рецензия + 10 цитат

Елена Борисова — Элементы стиляКнига-сюрприз.

Перед вами шикарный пример того, как маленькая книга (всего 125 страниц) может дать много ценного и занимательного. Но обо всем по порядку.

На днях я закончил чтение очередной профессиональной книги: Елена Борисова "Элементы стиля: принципы убедительного делового письма".

Странно, что я о ней раньше не слышал, потому как она датирована 2009 годом и вышла в издательстве "Альпина Бизнес Букс".

О чем книга?

О том, как писать убедительные тексты бизнес-тематики. Но в основе книги не писательское мастерство, а работа со словами таким образом, чтобы они помогали добиваться поставленной задачи.

Особенно удивило другое: это единственная книга по писательскому мастерству, написанная с академическим подходом, которую я прочитал полностью от начала до конца.

Автор дает очень много информации, нуждающейся в пропускании через себя. Также обратил внимание, что на ряд вопросов у нас с автором кардинально противоположные точки зрения, это и привлекло. А то, что Елена Борисова умеет достойно обосновывать свою позицию, вызывает уважение.

Итак, обо всем по порядку.

Предлагаю начать со знакомства с автором, так как для многих из вас имя Елены Борисовой окажется новым.

 

Позвольте представить автора — Борисова Елена Георгиевна

Не буду заниматься самостоятельным творчеством, официальные данные должны передаваться в официальном виде:

Елена Борисова — лингвист, профессор, копирайтер и консультант по связям с общественностью. Более 30 лет преподает в высшей школе, в том числе в МГУ, МГЛУ, МГПУ и др.

Несколько лет работала в Австрии.

Автор научных статей, монографий, учебников, а также книги "Алгоритмы воздействия", раскрывающей секреты рекламистской "кухни".

Неоднократно печаталась в журналах по рекламе и PR, в общественно-политических изданиях.

Участник и организатор многих научных конференций и общественных мероприятий.

Член Международной ассоциации по прагматике. 

В общем, вы поняли, перед нами — специалист с колоссальным опытом, который академически подходит к вопросам написания бизнес-текстов. Это и интересно.

Лично я перечитал много учебников по деловой переписке, письму, авторскому мастерству и т.д. Скучно, банально, старые примеры, непонимание современных реалий "в поле".

А Елена Борисова лично меня увлекла, даже если я с ней по ходу чтения не соглашался. Но, конечно же, начнем с мыслей о солидарности.

 

Что понравилось в книге "Элементы стиля"?

Самое первое, на что обращаешь внимание, это хорошая конструкция преподнесения информации, что выражается в следующем:

  • четкая структура: 3 основные главы, в каждой — вспомогательные части
  • по ходу изложения автор предлагает 39 упражнений для закрепления теоретической части
  • после каждой главы нам предоставляется четкий чек-лист, что следует делать
  • вы встретите полезные советы на полях
  • в книге есть несколько приложений под общим названием "Полезные списки", среди которых: стилистически окрашенные слова, синонимы, паронимы, устойчивые словосочетания, ответы на задания, "что читать"...

Отдельно хочется отметить задание № 12! За смекалку и смелость автору "отлично". Особенно приятно, что издательство поддержало эту инициативу, раз опубликовало.

Теперь по сути.

Со многими моментами я согласен, и приятно было читать, как Елена их преподносила по своему вкусу. Пожалуй, на нескольких моментах остановлюсь.

Писать убедительно может каждый. "Нетрудно выучить основы грамотного и более того, эффективного письма и на этой базе писать вполне приличные тексты, в том числе и профессиональные". А почему бы и нет? Ведь в любом деле главное желание и преданность цели. Ради забавы тексты лучше не писать. Возьмите любого успешного нынче автора и спросите у него о первых написанных "шедеврах", в ответ увидите милую улыбку.

У каждого текста должна быть конкретная цель и задача. Однозначно! Порой читаешь опусы разных горе-авторов и не можешь понять, о чем вообще текст, что нужно сделать, зачем вообще об этом писать и т.д.

Елена Борисова четко структурирует процесс аргументации, разделяя его на 4 этапа:

  1. Автор
  2. Аудитория
  3. Цель
  4. Способ убеждения

А перед выстраиванием своей аргументации нужно учитывать все эти аспекты. Универсальных решений не бывает. Нравятся шаблоны? Тогда спросите, каковы ощущения у девушки, которая купила новое платье специально для знакового мероприятия, а потом в процессе знакомства с другими приглашенными она заметила, что в этом платье пришла второй... Шаблоны рулят? Ну-ну... Или первыми или непохожими. Только так.

Следующий момент — при описании следует ориентироваться на 2 момента: детализацию или осмотр. Детали рулят!

Также обратил внимание и мысленно поблагодарил автора за солидарность: "Одно и то же значение могут передавать разные фразы. Поэтому, когда ищете замену слов и не находите, попробуйте поискать замену всему предложению, употребить отрицание, сделать глагол существительным или наоборот".

 

С какими моментами книги "Элементы стиля" я не согласен

Это один из элементов, почему я так увлекся книгой. Когда читаешь мысли, с которыми постоянно соглашаешься, не понимаешь — а зачем ты тратишь время на книгу?

Книги мы покупаем, чтобы узнавать что-то новое, совершенствоваться, а не тешить свой интеллект и самолюбие.

Когда читаешь книгу, на протяжении которой то соглашаешься с автором, то нет — это затягивает: а что же дальше?

Первое, что хочется отметить — это какой-то занятный подход к предоставлению примеров. Из названия ожидается, что книга будет посвящена тонкостям написания текстов именно деловой тематики. Поэтому остается непонятным, почему в сопровождении ряда приемов в качестве примеров приводятся отрывки из литературных произведений (Лукьяненко, Ильф и Петров и т.д.)

И еще о примерах. Когда приводятся отрывки из бизнес-текстов, можно встретить примеры с многчисленными штампами и клише... Например: "Благодаря развитым логистическим технологиям мы можем поставлять нашу свежую, ароматную продукцию в любые торговые точки города". С точки зрения копирайтинга эта фраза лишена смысла, так как не говорит читателю ничего конкретного. Тем более непонятна уместность этого примера, потому как автор сам отмечает важность деталей в описании. 

Дальше: автор говорит, что использование "блатных словечек" в тексте не формируют доверия и статуса эксперта. Вот тут я бы не был таким категоричным. Более того, ранее автор указывает, что при подготовке текста нужно всегда учитывать специфику аудитории, кому адресуется сообщение.

Скажем так, если мы говорим о деловой переписке, то мне остается непонятным, зачем кому-то там формировать статус эксперта, если такая переписка обычно сводится к информированию. Если же мы уходим в стезю продающих и PR-текстов, то немного похулиганить можно. Как это сделать — читайте в моей статье "7 приемов хулиганского копирайтинга".

 

10 цитат из книги Елена Борисова "Элементы стиля: принципы убедительного делового письма"

  1. "Научиться писать — значит научиться быть убедительным"
  2. "Ваш текст должен оставлять у читателя представление о вас, как о человеке, внушающем доверие"
  3. "Письменный спор гораздо меньше способен вывести человека из равновесия"
  4. "Разным людям кажутся убедительными разные вещи"
  5. "Способ убеждения зависит от тезиса, который вы доказываете"
  6. "Пишущий всегда является ведущим по отношению к автору. Опередите читателя, не дайте сомнению зародиться в его душе"
  7. "Золотое правило всех авторов: в каждом тексте должна быть ровно одна мысль"
  8. "Человеку очень трудно спорить с утверждением, что он очень умен (или красив, или умелый спорщик)"
  9. "Очень часто написанный текст выглядит нелепо из-за того, что какое-то слово там совершенно неуместно"
  10. "Удачное построение фразы — это нужный порядок слов и оптимальная длина предложения"

Если говорить в целом — действительно рекомендую вам ознакомиться с этой книгой. Она отличается от того, что вы привыкли читать. Автор уважает своего читателя и проявляет заботу. Ему веришь. А это важно.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить