Вы здесь: ГлавнаяКонтент-маркетинг24 совета по улучшению читабельности текста

24 совета по улучшению читабельности текста

24 совета по улучшению читабельности текстаЗдравствуйте, мои дорогие!

У меня сегодня для вас СЮРПРИЗ! Возможно, вы знаете, что я сейчас работаю над третьей книгой, которая на сегодняшний день готова где-то на 60%.

Дело в том, что я параллельно работаю над двумя новыми книгами, а четвертая готова где-то процентов на 40.

Ну да ладно...

В общем, уже есть предварительная заинтересованность в печати третьей книги с одним крупным издательством, так что я сейчас усиленно работаю над ее завершением.

Игорь Манн, как только услышал ее название, сразу записался в список первых читателей. Вернее, он написал так: "Записываюсь, чтобы почитать первым".

Но название я до сих пор храню в тайне, так как не хочу, чтобы кто-то положил на него глаз, ибо у нас сейчас товарищи очень ушлые. А внимания к моему материалу в последнее время все больше и больше.

И вот, что я решил сделать - предлагаю вашему вниманию одну из статей, которая вошла в структуру этой книги. Естественно, это рабочий вариант, который еще не прошел цензуру и редактирование. Поэтому, комментарии о правилах написания и тонкостях редактирования прошу оставить при себе.

Тем не менее, я надеюсь, информация будет для вас полезной.

А говорить мы будем об оформлении онлайн-текстов.

Когда текст хорошо оформлен – его и читаешь с большим удовольствием. Его не так быстро «сканируют». Чтобы заслужить внимание посетителя, нам нужно для него максимально упростить чтение.

Чем легче читать ваш материал, тем больше текста прочитает пользователь. Простая логика всегда самая меткая.

Ниже я приведу вам коллекцию ценных рекомендаций, которые помогут готовить вам максимально упрощенные для глаз посетителей тексты:

 

  1. При публикации электронного текста лучше использовать шрифт без засечек (личная рекомендация – Verdana, Tahoma, Arial, Calibri)
  2. Шрифт не должен быть очень мелким и очень крупным. «Средняя температура по больнице» – 12 размер
  3. Читать «черным по белому» легче, чем «белым по черному»
  4. Оптимальная длина предложения – максимум две строки
  5. Чередуйте предложения разной длины
  6. Оптимальный объем абзаца – не больше 4-5 строк
  7. Чередуйте абзацы разного объема, чтобы текст не выглядел монотонным
  8. Наиболее удобная для чтения длина сроки – 60-80 символов
  9. Абзацы желательно отделять друг от друга интервалом размером с одну строку
  10. Заголовок текста должен быть напечатан шрифтом более крупного размера (по сравнению с основным текстом) и выделяться жирным
  11. Длинные заголовки (больше 2-ух строк) раздражают
  12. Заголовок, помещенный в кавычки, больше приковывает внимание
  13. Структурные части текста следует отделять подзаголовками – размер шрифта можно не увеличивать, лучше их просто выделить жирным
  14. Используйте маркированные и нумерованные списки – в них помещают разные перечисления (информацию, помещенную в маркированных списках, читают очень охотно)
  15. Ключевые мысли и фразы нужно выделять, чтобы читателю было за что «зацепиться» взглядом
  16. Прямая речь или цитаты желательно выделять курсивом или использовать рукописный шрифт
  17. Курсив легче воспринимается на бумаге, чем на экране, поэтому не переборщите с его использованием  
  18. Используйте в тексте цифры и числа – они «разбавляют» словесную кашу
  19. Чем длиннее ваш текст – тем на старте меньше хочется его внимательно читать
  20. Старайтесь ограничить количество слов, написанных заглавными буквами, особенно в заголовках и подзаголовках
  21. Не используйте в тексте разный цвет шрифта или заливки 
  22. В одном тексте должно использоваться не больше 2-ух разных шрифтов
  23. «Тире» на экране читается легче, чем «двоеточие» и «точка с запятой»
  24. Ваши ссылки должны быть оформлены заметно

Настоятельно рекомендую вам этот список использовать в качестве чек-листа – распечатать и всегда держать под рукой. И помните еще один маленький нюанс: если в тексте используются ссылки, то они должны открываться в новом окне, иначе потеряете читателя.

Если вы не будете работать над оформлением и читабельностью своего текста, будьте готовы, что клиенты прочтут не больше 10% от его общего объема.

Комментарии   

 
Ольга
+1 # Ольга 06.06.2013 09:18
спасибо! очень полезно :-) особенно начинающему.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 06.06.2013 10:45
Пожалуйста, Ольга!

Всегда помните об этих тонкостях, а еще лучше - распечатайте и держите под рукой.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Быхно Александр
+1 # Быхно Александр 06.06.2013 10:12
Спасибо за пункт 23, Денис. Не думал об этом, теперь учту. Хотя не думаю, что многие пользуются в тексте точкой с запятой по той простой причине, что не знают (как и я) правил использования этого знака препинания. Пункт 3 вообще нужно половине владельцев сайтов на лоб приклеить. Такой текст не просто трудно - его невозможно читать!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
+1 # Денис Каплунов 06.06.2013 10:48
Да, Александр, я в свое время как-то дискутировал с филологами о правильности использования тире, двоеточий и т.д. в той или иной ситуации.

Я их понимаю - следование преавилам русского языка - это верная позиция. При этом задача моих текстов - не получение премии за максимальную грамотность, а продажа.

Невозможно продать текстом, если его неудобно читать.

Поэтому, порой приходится заведомо нарушать правила, чтобы увеличивать его эстетическую привлекательнос ть. Тем более читатель, как правило, "сканирует", а не вдумчиво знакомится с каждой буквой.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Олег
0 # Олег 06.06.2013 10:37
Иду распечатывать чек-лист! ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 06.06.2013 10:50
Олег, приятного внедрения! :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Сценарист
0 # Сценарист 06.06.2013 10:42
Пункт 8: Оптимальная длина предложения – максимум две строки. Очень относительно. Французские коллеги считают оптимальной длиной 7 слов в предложении.
Пункт 11. Иногда хорошо, что раздражают, но это уже работа для профессионалов.
Не уверен, что ссылки обязательно должны открываться в новом окне. Если есть страх потери, то так и так потеряете, имхо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
+1 # Денис Каплунов 06.06.2013 10:52
Я с Вами согласен - любой совет относителен. Я всего лишь рассказываю о своем опыте.

В каждых странах читают по-разному, это тоже нужно иметь в виду. 7 слов в одном предложении... Ну не знаю... Маловато, как по мне. Плюс, французские слова короче наших, насколько мне известно

Относительно ссылок - это я уже не как автор, а как пользователь написал - лично мне неудобно, когда ссылка открывается в одном и том же окне.

Кстати, об этом говорят SEO-специалисты , что лучше открывать страницы в новом окне.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Майя Ходырева
0 # Майя Ходырева 06.06.2013 10:50
Денис, доброго дня. Мне интересно, почему не рекомендуется использовать какие-нибудь цвета в шрифте?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Наталья Мордвинцева
+1 # Наталья Мордвинцева 06.06.2013 11:24
Когда начинают играть с цветом текста, то читать вообще уже не хочется. Почему то так увлекаются,в итоге калейдоскоп
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Майя Ходырева
0 # Майя Ходырева 06.06.2013 11:29
Понятное дело, что излишняя пестрота плохо читабельна. По сути в любом деле, важно не перегнуть палку. Мне интересно по поводу цвета. Речь идет об излишней пестроте, или же о том, что палитра текста в приниципе должна быть исключительно черно-белой?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Быхно Александр
0 # Быхно Александр 06.06.2013 11:37
Майя, так ведь каждый случай индивидуален. К примеру, пару месяцев назад я готовил КП, и клиентка прислала мне пример (раельный). Открываю, а там 4 абзаца по 4 строчки. И каждый абзац разноцветный! При этом речь в КП шла о продаже какого-то оборудования (как я понял, дорогостоящего) . Ну это же цирк, а не КП, которое будет читать директор производства.
А вот если мы говорим о КП, к примеру, фирмы, занимающейся организацией детских праздников или работающей в области флористики,то почему бы и не поиграть с цветом? Просто всё в меру должно быть.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 06.06.2013 12:01
Майя, ну разве мы тут говорим о буквальных вещах?

Вопрос в контрасте - как видите у меня в блоге и на сайте Студии не черный, а темно серый. Вопрос в читабельности.

Главное - чтобы не было, кгда текст читается светлым по темному. Но контраст должен быть.

А какие еще цвета шрифта? Синий? Красный? Желтый? :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Мария Велес
0 # Мария Велес 06.06.2013 14:33
Сценарист Цитата:
Французские коллеги считают оптимальной длиной 7 слов в предложении.
Неужели в каждом предложении прямо так и высчитывают? :)

Денис, ещё добавила бы к этому толковому списку то, что иногда не мешало бы форматировать текст, выравнивая его по ширине. У Вас, например, статья читается легко из-за сайдбара. Прокрутите страничку - присмотритесь: строки кажутся почти одинаковыми. Однако иной раз оборванный справа край текста просто раздражает.

Понимаю-понимаю , кто из гуру когда-то сказал, что так лучше для удержания читателя, и око за что-то там цепляется. На самом деле глаз напрягается. Наверное, это зависит ещё от цвета страницы и шрифта, а потому при создании сайта не мешало бы посмотреть, текст с каким форматированием усваивается легче.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Александра Стукалова
+1 # Александра Стукалова 11.06.2013 11:09
Вот насчет ширины я с вами никак не соглашусь. Не знаю, правда, чего там гуры советуют, не слышала, ориентируюсь только на свои ощущения:) Выравнивание по ширине растягивает пробелы между словами, делая иной раз пробел чуть ли не таким же длинным, как текст. А это уже воспринимается как нечто чужеродное. Меня такое выравнивание раздражает и утомляет. Читаешь и спотыкаешься.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 15.06.2013 18:17
Мария, я понимаю, о чем Вы.

Но у каждого из нас не только свое мнение, а и свой опыт.

Все зависит от текста. Если Вы используете абзацы по 5-7 строк, то это один вопрос, если по 1-3 - совсем другой.

То, что у меня сайдбар - это разве аргумент? :-) Ведь сайт по ширине можно растягивать.

То, что говорят "кто-то из гуру" относительно увеличения читабельности - нужно еще узнать, чем конкретным мнение подтверждается.

Это очень сложный вопрос, мнения тут разные. Как говорится - протестировать нужно оба варианта, и смотреть уже по факту.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Екатерина
0 # Екатерина 07.06.2013 02:20
Денис, вы правы, это нужно распечатать и держать перед глазами, иначе большая часть забудется и применяться не будет. Кроме того, что и так применяется на автомате.
Шрифты без засечек и шрифты оптимального размера - это мой больной вопрос. Мне как начинающему блоггеру, не умеющему пока вносить соответствующие изменения в код шаблона, трудно решить эту проблему. Но ради читателей придется преодолевать технические преграды. :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 15.06.2013 18:18
Я уверен, что Вы с этим справитесь, потому что сразу чувствуется - Вы собираетесь работать на благо своей читательской аудитории. ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Артем
+1 # Артем 07.06.2013 23:52
Со всем согласен. Вы мастер!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 15.06.2013 18:19
За то, что согласны - спасибо. Относительно "мастера" - давайте без громких слов. ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 08.06.2013 13:39
Наверное, все же стоит сказать, для каких типов текстов подходят эти рекомендации. Одно дело - обзорная статья на блоге, другое - продающий текст, третья - научная статья.
По поводу шрифта полностью согласна. Я давно сделала выбор в пользу Verdana. Сайты, сделанные на темном фоне я вообще закрываю, не читая.
Кстати, пункт 12 не совсем ясен - кавычки я не часто вижу, у вас тоже нет кавычек.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 15.06.2013 18:20
Надежда, опять же, есть категоричность, а есть личное мнение - тут уже сами смотрите, как считаете удобным и тестируйте.

Заголовки в кавычках - а тут тоже вопрос ведь не в эффективности кавычек, а в их эффектном и эффективном использовании.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Rustem
0 # Rustem 10.06.2013 22:23
Согласно Огилви :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
+1 # Денис Каплунов 15.06.2013 18:20
И где Огилви написал все эти 24 пункта? :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Марина
0 # Марина 11.06.2013 11:38
А я б еще и сам список из 24 пунктов подразделила на абзацы пунктов по 4-5. А то очень тяжело читать. Конечно, это будет не очень правильно, а, возможно, еще и смешно, но что-то я так и не дочитала его до конца, несмотря на то, что он полезный и нужный.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 15.06.2013 18:22
Марина, я не думаю, что ширина абзаца стала преградой для полного дочтения.

Сужу по себе - если для меня материал является ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересным - тут уже на ширину я не смотрю. Остальное - мелочи.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Алена Исаева
+1 # Алена Исаева 11.06.2013 13:50
Спасибо, Денис! Все советы, которые я читала ранее, собраны в одном перечне. Очень удобно, утащила в заметки. :oops:

Задумалась над п.22: "В одном тексте должно использоваться не больше 2-ух разных шрифтов". Мне, например, и не приходило в голову использовать несколько шрифтов в одном тексте. А какие есть рекомендации на этот счет? То есть, для заголовка взять один тип шрифта, для текста другой или другим шрифтом выделять цитаты (как вариант)?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 15.06.2013 18:23
Пример простой - если Вы рассказываете в тексте какое-то правило: основной текст - основной шрифт, пример использования описыванного правила - другой шрифт.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Татьяна
0 # Татьяна 11.06.2013 18:24
Спасибо, Денис!
Вот, правда, про гарнитуру (шрифт с засечками или без... Нам газетные дизайнеры говорили наоборот, дескать, для глаза шрифт с засечками воспринимается лучше. Хотя лично мне рубленный тоже больше нравится...
Насчет кавычек... Нас учили, что кавычки в заголовках недопустимы... Может, это касается только газетных заголовков?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 15.06.2013 18:24
Татьяна, печатный текст - да, шрифт с засечками, электронный - лучше без засечек.

Когда мне кто-то говорит о правилах копирайтинга в стиле "недопустимо", я больше не слушаю ни одного правила от этого человека. :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Татьяна
0 # Татьяна 15.06.2013 19:27
Спасибо, Денис!
Я не говорю, что это недопустимо, просто поинтересовалас ь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Евгений
0 # Евгений 12.06.2013 19:16
Денис, великолепная статья!
Давно искал подборку оптимального формата для текста сайта.
спасибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 15.06.2013 18:24
Пожалуйста, Евгений!

Очень рад, что материал пришелся вам по душе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Яна
0 # Яна 12.06.2013 23:49
Денис, как всегда всё очень правильно!) Захотелось увидеть текст, в котором воплощены все перечисленные ошибки--для наглядности и очевидности)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 15.06.2013 18:24
Яна, все это хотят. Но на все времени не хватает. ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Александр
0 # Александр 17.06.2013 16:08
Полезный поминальник.
Кое что я использую, кое что взял на заметку.
Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Евгения
+2 # Евгения 03.07.2013 18:39
Хотела бы добавить ещё кое-что про тире. На правах человека с полиграфическим образованием :-)

Очень многие употребляют вместо тире -. Но ведь это дефис) А вот это - минус.

Настоящее длинное тире набирается комбинацией Alt+0151 (на цифровой клавиатуре). И выглядит вот так —.

Для меня это всегда было принципиально. Неверно использовать дефис вместо тире) Этому учат даже в азах машинного набора. Мне кажется, это должно являться «правилом хорошего тона» и в интернете тоже.

Хотелось бы узнать у Дениса и остальных, что они думают по этому поводу :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Любовь Годзинская
0 # Любовь Годзинская 24.04.2014 12:06
Спасибо за дополнение. Сама часто грешу, а, надо бы, помнить о «правилах хорошего тона».
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Владимир
0 # Владимир 02.08.2013 13:15
Спасибо. Очень полезный пост. Не знал, почему я пишу чаще тире, чем двоеточие. Делал по наитию. А теперь понимаю. Еще раз спасибо, Денис.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Елена
0 # Елена 16.08.2013 20:46
Спасибо большое! Хорошая напоминалка, поняла все свои ошибки. Хотела поделиться с ребятами, с кем тренинг проходила, но у Вас нет кнопки "Вконтакте". Думаю, в книге будет вообще кладезь полезной информации. Если она уже опубликована - шепните название, пожалуйста, чтобы знать, что искать!
Благодарю!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
+2 # Денис Каплунов 16.08.2013 22:23
Елена, книга будет называться "Контент, маркетинг и рок-н-ролл".

Сейчас она в издательстве на редактуре. Планируем до зимы издаться.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Елена
0 # Елена 18.08.2013 12:27
Спасибо!
Удачи Вам и творческих успехов!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Юлія Grimm
0 # Юлія Grimm 25.08.2013 15:25
Простите, "сегодняшний день"? Это была намеренная тавтология? Профессиональное)

Прекрасные советы ,спасибо!. Рада, что интуитивно хоть 7 для себя ранее определила и использовала.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Алексей Александров
0 # Алексей Александров 20.01.2014 15:26
Хорошо, когда все собрано в одном месте. В принтер и на стенку!

От себя добавлю про выделение текста (по типу выделения маркером на бумажном листе) - лучше это делать желтым или зеленым цветом. Например, Дмитрий Кот активно пользуется желтым в своих текстах и они от этого не теряют привлекательнос ти.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Любовь Годзинская
0 # Любовь Годзинская 24.04.2014 12:16
Я из тех, кому скуШно писать и оформлять по правилам. По этой причине была двоеШницей в школе :). Однако, спасибо за напоминание, что правила существуют. Удачи. Будем читать Ваши книги, Денис.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Zarema
0 # Zarema 22.01.2016 01:34
Аааа, Денис, это глава из книги "Контент маркетинг и рок-н-ролл"? Супер книга, я ее обожаю!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить