Вы здесь: ГлавнаяНачинающему копирайтеруВолшебство редактирования в копирайтинге

Волшебство редактирования в копирайтинге

mistakeЗдравствуйте, мои дорогие читатели!

Сегодня я захотел затронуть один важный вопрос – редактирование своих текстов.

Сразу хочу отметить, что под редактированием я понимаю не только вычитку на предмет ошибок.

Для меня этот процесс – гораздо более масштабный. И я сейчас поделюсь с вами своими рассуждениями по этому вопросу.

Работа над текстом (толковым текстом) – это творческий процесс. Представьте себя статным советским мужиком, который вытачивает детали на заводском станке.

Сначала он берёт чертёж, потом делает заготовку. После этого, он заготовку превращает в полноценную деталь, шлифуя все шероховатости на основании чертежа.

Если бы он выдавал детали сразу, без всех этих процедур – очень сомнительно ожидать от него качественной работы. Как исключение – опытный работник, который уже настолько автоматизировал процесс, что делает всё на глаз.

При этом я знаю многих опытных мастеров «с руками», которые всё равно каждый раз проводят свою работу через все описанные ранее этапы. И я считаю, что это правильно.

Аналогично и с текстом. Как ни крути, это – продукт и товар. Таким образом, чтобы он пользовался спросом, у него должен быть соответствующий товарный вид.

 

Чертёж – это ваше ТЗ и предварительный план текста (если вы следуете этому пути).

Заготовка – это так называемая «рыба» или иными словами – рабочий макет.

Шлифовка – это работа над текстом с целью придания ему завершающих штрихов.

 

Когда я работаю над текстом, я всегда изначально создаю рабочий макет. После этого – его откладываю в сторону и отвлекаюсь.

Как правило – выхожу на свежий воздух. При этом мозг на подсознательном уровне никогда не прекращает работу. Это, кстати, доказанный факт.

По возвращению, я снова сажусь за текст и начинаю «наводить марафет».

Вот эта часть работы, пожалуй, самая сложная. Что она в себя включает?

 

Первое – вычитка текста на предмет ошибок и повторяющихся слов

Здесь всё понятно, ошибкам и опечаткам объявляем войну и беспощадно их стираем с лица экрана.

 

Второе – сокращение текста за счёт удаления слов и конструкций, не несущих никакой пользы.

Если мысль можно выразить более экономно, сохраняя убедительность – действуйте!

Джо Витале, например, в этот момент рекомендует представить, как будто за каждое такое удаление вы получите $ 1000.

Только не нужно затуманивать свой рассудок крысиными бегами за тысячами долларов. Помните о главной цели – сокращение без потери эффективности и убедительности.

Просто будьте экономны в своих высказываниях.

Пример из реальной жизни: ознакомьтесь, пожалуйста, с этим текстовым фрагментом:

 

«В результате реализации проекта эффективность работы руководителя гарантировано возрастёт на 10-30% за счёт более надёжного и быстрого управления (доступа, обновления) к деловой (и личной) информации».

 

Как по мне, это высказывание выглядит изрядно громоздким. Его можно существенно сократить без потери смысла и убедительности. Допустим, вот так:

 

«Этот проект позволит Вам увеличить эффективность своей работы до 30%».

 

На глаз, этот вариант выглядит в 3 раза меньше, чем исходный. Тогда зачем утруждать процесс чтения? Уважайте ваших читателей.

 

Третье – замена невыразительных слов на более энергичные, которые обладают запоминающимся эффектом.

Я часто люблю приводить в таком случае сравнения между следующими словами:

 

Сильный – мощный, сокрушающий

 

Запах – аромат

 

 

 

Вторые варианты способны передать больше эмоций и оказать влияние на сознание читателей.

К слову, в моей «Книге Сокровищ Копирайтера» я собрал 459 таких слов. И при работе над каждым текстом раз за разом тщательно исследую этот список.

Между прочим, Джон Каплз, как-то за счёт замены всего лишь одного слова добился увеличения эффективности текста на 20%.

Вот вам и почва для размышлений.

 

Четвёртое – отдайте текст на ознакомление своим знакомым людям, чьим мнением вы дорожите.

Стивен Кинг, между прочим, вообще рекомендует отправлять свой текст на рецензию 10-ти знакомым.

Зачастую, ваши друзья могут предоставить вам достаточно ценную информацию.

И говорю я вам об этом на основании своего (и не только) опыта.

Теперь вы понимаете хоть примерно, в чём заключается процесс редактирования?

Естественно, если над вами план в 20 000 знаков каждые сутки – всё это провести кажется нереально трудно.

 

            * И даже невозможно…

 

 

Вот вам и очередная мысль для понимания, что такое качественный копирайтинг в прямом смысле…

 

P.S. В следующий раз мы с вами изучим очередной величайший рекламный текст.

Комментарии   

 
Guest
+1 # Guest 25.04.2011 17:29
Денис, в тексте у Вас два раза употреблено вводное словосочетание "между прочим", причем они находятся совсем недалеко друг от друга=) Можно, или даже нужно заменить на слово "кстати"
Видите, как бывает - пишешь, стараешься, а потом раз - и какой - нибудь выскочка вроде меня смеет указывать на недочеты:)
Вот что значит свежий взгляд на статью:)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 25.04.2011 21:07
Текст - это не только самый важный, но и самый сложный компонент на сайте.

Спасибо за актуальную информацию по его улучшению!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 25.04.2011 22:18
Интересная у Вас, Денис, аналогия с обработкой детали.
Ведь в большинстве приемов обработки деталь теряет в весе, но приобретает в своей ценности, полезности. Главное только не убрать лишнего.
Так и с текстом - по мере вычитки и выметания лишнего, он становится ценнее и действеннее. Но стоит выкинуть важное слово - текст становится мертвым, его можно выкидывать вслед за испорченной заготовкой на свалку.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
+1 # Guest 26.04.2011 00:29
Денис, Вы упустили одну маленькую, но обнадеживающую, радостную деталь для читателей:с каждым разом, процесс редактирования протекает все легче и легче.

С ростом профмастерства, глыба, которую предстоит обтёсывать райтеру все больше имеет форму законченного продукта.

По-моему, это так. Ну у меня так, во всяком случае.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 26.04.2011 00:38
Спасибо, Денис, за очередную интересную статью. Читаю и убеждаюсь, что процесс написания моих текстов построен правильно. Я пользуюсь такой же схемой работы.
P.S. По поводу вычитки текста...
Пока читала Ваш, обнаружила маленькую ошибочку:
"Пример из реально жизни: ознакомьтесь, пожалуйста, с этим текстовым фрагментом"...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 26.04.2011 01:03
Раз уж пост посвящен редактированию, то могу указать на опечаточку: "Представьте себя статным советским мужиком, который вытачивает детали не заводском станке."

Наверное, если бы пост был по другой теме, то и не обратил бы внимания :lol:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 26.04.2011 06:52
У меня основное редактирование текста происходит в момент придумывания заголока к его частям. Прочитал текст - родилась идея заголовка - написал - подредактировал текст. Ошибки заметить таким образом гораздо проще :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 26.04.2011 07:46
xnslm - спасибо за комментарий! Мне приятно, что Вы стали мыслить в нужном направлении. Только я вот с Вами не согласен относительно "между прочим" и "кстати" в этом случае.

Относительно недочётов - да не извиняйтесь. Как говорят, важно не то, что пишут, а с какой целью пишут. Вижу, что Вы это делаете по-доброму.

А при прочих равных условиях относительно советов блогеру...

Я вообще не понимаю, зачем в блоге придерживаться каких-то скучных типа правил? Это же не текст на заказ, где наши работодатели устанавливают какие-то критерии...

В блоге каждый автор сам решает, как ему писать - он получает отдушину от того, что его никто не ограничивает. Он не берёт деньги за то, что пишет...

Хотя, каждому своё. Если я перейду на сухой канцелярский язык с чётким соответствием правилам - уверен, это не поймут.

Сергей Колусев - тут ты, Сергей, в точку. Меня вот всегда поражает, почему многие web-мастера его относят к декорации, а не к важному элементу конверсии всего сайта.

Александр Никитин - да, Александр, Вы верно подметили относительно ценности. Я всегда считал, что каждый написанный в блог пост должен нести ценность и выполнять свою цель.

Я уже вижу по комментариям, что этот пост справился со своей задачей. :-)

Фесюк Владимир - да, Владимир, Вы правы. Я многие вещи упустил ещё - мне захотелось, чтобы Вы просто их затронули в комментариях, чтобы у нас произошла интересная дискуссия.

Один из элементов редактирования, который я упустил: это авторские слова-паразиты. Каждый из нас любит использовать одни и те же слова или словесные конструкции при удобном случае.

Не надо так делать. :lol:

Амина - спасибо и Вам, Амина. Вот! Умничка! Я специально не вычитывал этот пост, чтобы это кто-то сделал за меня - поэтому, опять же, моя задача, как автора блога выполнена. Вы пропитались идеей поста.

Спасибо за бдительность! ;-)

Surprizoff - и Вам спасибо! Вы молодцы! Вот именно так теперь вычитывайте свои тексты. Каждый текст!

Ведьмочка - я тоже так раньше делал. Просто привык писать текст "на волне", чтобы мысль не упустить. А уже потом предпочитаю редактировать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 26.04.2011 08:07
Для меня это самая Приятная и Любимая часть работы, когда с каждым штрихом чувствуешь, как набор предложений превращается в творение. И даже работой не хочется называть. Наверное, сказывается художественное образование.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 26.04.2011 09:25
Да, хорошая идея про редактирование. Я, помнится, как то пробовал писать продающий текст, так раз 15 где то его редактировал. Прочитаешь разок, посмотришь, нет. Это слово тут не подходит. Заменишь, перепишешь, вроде нормально получается. Потом опять через некоторый промежуток времени прочитаешь - что-то не то. Нужно добавить или убрать несколько предложений. И таким образом у меня получился довольно неплохой текст. Друг даже когда прочитал final версию - сказал, что мне следует идти работать журналистом. Но шлифование текста длилось очень долго...

Я в одном уверен - хороший продающий текст должен писаться по времени столько, сколько нужно копирайтеру. И объем текста здесь не должен играть никакой роли. Текст должен выполнять единственную и основную функцию - хорошо продавать товар или услугу.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 26.04.2011 10:11
Советы, ценные для всех.
Иногда, бывает, человек неплохо пишет, но ошибок много - и читать уже не хочется.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
+1 # Guest 26.04.2011 10:23
Я подписана на вашу рассылку, и мне нравится читать ваш блог. Спасибо вам, мне очень пригодятся ваши советы. Я в начале пути рерайтера и у меня с редактированием проблемы, боюсь выставлять из-за этого свои статьи.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 26.04.2011 11:07
Денис, суперский пост ;-)
Я так же пользуюсь всеми этими вышеописанными способами, особенно хотел бы уделить внимание двум из них:
1)"замена невыразительных слов на более энергичные, которые обладают запоминающимся эффектом."

Текст прям какой-то энергией наливается после проведения этой процедуры.

Специально для этого у меня естьт небольшой список слов, который я когда-то составлял:)

2) "отдайте текст на ознакомление своим знакомым людям, чьим мнением вы дорожите."

Абсолютно согласен с этим выводом, более того - он действительно помогает вам.

Бывает такое, что вы долго работали, и ваш мозг уже не может анализировать с должным качеством.

Зато знакомые смогут.

Несколько раз отсылаk готовые тексты одному знакомому, хотя он и любит поерничать, зато находит в тексте такие вещи, после изменения которых, он становится совсем другим!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 26.04.2011 11:46
Маргарита - согласен с Вами, Маргарита, этот процесс способен реально увлечь. В основном, это только положительно сказывается на окончательном результате.

sickboy - да Вы просто Геракл в вопросах шлифования текста! И правильно, зато приятно потом осознавать, что эта работа - плод Вашего таланта и хорошего отношения к процессу написания текстов.

ladybloger - соглашусь, особенно режут глаз именно примитивные ошибки, которым трудно присвоить ранг "опечатка".

sanazin - спасибо и Вам. А бояться не нужно. Страх - это естественное состояние каждого человека.

У нас всех свои собственные страхи, и побороть их можем только мы сами. Найдите товарища по цеху - и проверяйте друг у друга работы или давайте на вычитку своим знакомым - в начале это здорово помогает!

Fisher - вот именно! Взгляд со стороны помогает заметить то, что скрывалось от нашего внимания, переполненного восторгом от собственного мастерства. :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Влад
+1 # Влад 26.04.2011 12:21
По поводу сокращения предложений, я бы добавил, что во время вычитки необходимо следить за тем, чтобы предложение читалось на одном дыхании.

Что-то у меня не получилось такое предложение ;)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Тамара
0 # Тамара 26.04.2011 13:51
Эх… Моё любимое «сокращение текста», ну вот жить без него не могу – хлебом не корми, дай лучше что-нибудь убрать, сократить, урезать :lol: .

А если серьёзно, то сокращения в немалой степени способствуют усилению – это факт. Вот только увлекаться не стоит – можно из изящной конструкции сделать уродливый скелет...

Спасибо за пост.

P.S. Иногда редактирование у меня занимает гораздо больше времени, чем само написание :lol: .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 26.04.2011 18:07
мне особенно нравится правило четвертое: есть у меня любимый критик, замечания по тексту которого всегда в точку! при этом он жестко "кромсает" мои тексты, убирая практически все лишнее, покрикивая:"Вод а, вода... Кругом вода"

если бы он только знал о совете Джо Витале! :lol:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 26.04.2011 18:13
Влад - хорошее дополнение, Влад! Для этого полезно написанный текст прочесть вслух - если сам не спотыкаешься и чётко выражаешь мысли - это супер! :-)

Тамара - правильно, Тамара! Всё должно быть в меру и без фанатизма, потому что лишние уродливые скелеты нам не нужны... Даже в шкафу. :lol:

Алексия Аффтар - знаете, категория "вода" зависит от степени интеллектуально сти критика. То, что для него является "водой", для другого может оказаться самым настоящим откровением. ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 26.04.2011 22:14
Денис, добрый день!
С интересом прочитала в очередной раз Ваш блог и комментарии к нему.
Кстати, с Вашей схемой "чертеж-заготов ка-шлифовка" согласна, только формулировала ее для себя несколько по-другому. В смысле "выносить-родит ь-вынянчить" (женские инстинкты никто не отменял :oops: ).
Но и здесь все индивидуально: кто-то носит тяжело, кто-то даже не замечает, роды у всех тоже по-разному протекают - одни за полчаса отмучиваются, другие сутками страдают.
А родится здоровенький красивый малыш - его и пестовать одно удовольствие. Да и он тебе потом за это не раз "стакан воды подаст".
А вообще-то я просто спросить хотела. По поводу "сократить в три раза". Мне всегда было больно резать по живому. Дело даже не в "набивании объема", это же ведь твое, и не просто так ты это сказал...
Вот и сейчас, если скажу все, что думаю по этому поводу, мне места не хватит :lol:
Поэтому бью себя по рукам.
Так вот вопрос: насколько приоритетны в копирайтинге лаконичность и "информативност ь" (не могла не закавычить после предложений заказчиков типа "ключ "лучший бутик для богемы устькаменныйкра снозадрюпинск" прямое вхождение в каждом абзаце 7 раз"). Если "да", то печально...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 29.04.2011 21:46
Будем считать, что мы и есть те "10 знакомых", которым текст попал на рецензию. "зачем утруждать процесс чтения?"- это цитата :-) .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Алексей Ракс
0 # Алексей Ракс 03.05.2011 17:08
Когда открыл свой первый блог, то часто грешил там громоздким текстом.

Потом перечитывал и делал проще для понимания, и восприятия.

Спасибо за рекомендации.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 03.05.2011 18:01
anash75 - "выносить - родить - вынянчит" - очень интересная схема. Если Вы к тексту относитесь так трепетно и щепетильно - думаю работа будет постоянно приобретать всё более совершенный оттенок!

Татьяна Дедова - та да, у меня порой рождаются разные цитаты... :lol:

Алексей Ракс - я думаю, что и Ваши читатели оценят такие перемены по достоинству.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить