Вы здесь: ГлавнаяНачинающему копирайтеруПрофессиональная этика копирайтера

Профессиональная этика копирайтера

профессиональная этика копирайтераУ каждой профессии есть профессиональная этика.

У юристов, переводчиков, бухгалтеров и так далее. Поэтому я решил поделиться с вами собственным взглядом (подчеркиваю) на то, какой должна быть профессиональная этика копирайтеров.

Общепринятые моральные нормы и принципы создавались для того, чтобы сделать профессию более цивилизованной, чтобы с ней только считались, но и уважали.

Если в вашей работе нет морали - чем вы руководствуетесь, начиная новый трудовой день?

Более того, ваша личная этика - это еще одна "точка контакта копирайтера", которая позволяет о вас формировать первое впечатление. А если оно плохое - то второго впечатления (как и всех последующих) можете не ждать.

С какими-то из этих пунктов вы можете согласиться, с какими-то нет. Как говорится, есть общая этика, а есть персональная.

Тем не менее, я надеюсь, что приведенная информация окажется для вас полезной.

 

  1. Копирайтер должен выдавать только уникальные тексты. Читатели всегда любят знакомиться с чем-то новым и уникальным, у них нет времени и желания снова перечитывать то, чем их порадовали на другом сайте.
  2. Копирайтер пишет о том, в чем хорошо разбирается. Среди читателей всегда есть эксперты, и если вы пишете о том, что сами через себя не пропустили - высоки шансы того, что ценность вашего материала будет хромать на все ноги.
  3. Копирайтер пишет правду. Он пишет о том, что действительно думает. Он не берется за проекты, в которых чувствуется обман. К примеру, он не возьмется за написание текстов для очередных финансовых пирамид.
  4. Копирайтер не присваивает себе труд других авторов. Он может пользоваться наработками, оспаривать их, совершенствовать на благо отрасли, но присваивать себе чужое - это даже творческий грех.
  5. Копирайтер в своих текстах руководствуется только информацией, достоверность которой подтверждена заказчиком или другими источниками. Если автор использует информацию, которую он обнаружил сам, ему следует ее согласовать с заказчиком, сообщив, где он ее взял. Лично у меня было несколько случаев, когда собственно обнаруженная информация оказывалась лживой (после общения с заказчиком).
  6. Копирайтер не должен воспринимать в штыки комментарии заказчиков, которым что-то не понравилось в их работе. Возможно, это не проблема заказчика, если копирайтер не смог сам выявить все требования к тексту. Не обостряйте отношения, а выстраивайте их. К корректировке относитесь не как к претензиям, а как к обычным рабочим моментам.
  7. Копирайтер должен держать коммерческую тайну в тайне, уж простите за умышленную тавтологию. Информация о бизнесе клиента, которая становится для вас доступной в процессе работы, должна между вами и оставаться.
  8. Копирайтер не будет делать рерайт своих же работ для других заказчиков. Со временем, к вам будут обращаться заказчики из одной и той же сферы деятельности с просьбой написать для них тексты на одну тему. Не нужно новому заказчику отправлять рерайт того, что вы писали для другого.
  9. Копирайтер не занимается обсуждением работ других коллег на предмет их профессионализма. Копирайтер - это не ЦА текста, а взгляд со стороны, который не знает о подробностях - это просто мнение, которое ничем не подкреплено, кроме собственных нереализованных амбиций. Лучше тратить время на само-образование, чем на коллего-бичевание.
  10. Копирайтер не будет умышленно искажать факты - "ради пользы для дела". Если решение гарантирует 5% прибыли, не нужно заверять в вероятности 20%. И не нужно приписывать заказчикам того, чем они не могут похвастаться.
  11. Копирайтер всегда выполняет взятые на себя обязательства вовремя и в полном объеме - никаких опозданий, "простите, я не успеваю". Если не успеваете, изучите 21 совет тайм-менеджмента для копирайтеров.
  12. Копирайтер не помещает работы в портфолио (открытый доступ) без согласования с заказчиком - это нужно обсуждать с заказчиком до работы, чем после нее устраивать словесную борьбу за справедливость.
  13. Копирайтер всегда выполняет работу максимально качественно, вне зависимости от того, сколько ему заплатили на этот раз.
  14. Копирайтер - открытая личность, которая не должна скрываться от заказчиков. Ваша задача - быть на связи с клиентами, не стоит исчезать на несколько дней, не предупредив об этом заказчиков. Особенно тех, кто уже заплатил деньги за предстоящую работу.
  15. Копирайтер ведет себя с заказчиками достойно, без каких-либо вольностей с фамильярным оттенком. Не нужно использовать какие-то острые словечки и ругательные выражения во время общения. Будьте вежливы и корректны.

Друзья, а какие пункты вы бы еще добавили к этому списку?

 

Комментарии   

 
Дмитрий Дементий
+2 # Дмитрий Дементий 30.05.2013 11:18
Копирайтер не рекламирует сигареты. Это мое личное. Ну и еще одна тема-табу есть, ее не хочу озвучивать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 04.06.2013 15:07
Дмитрий, как правило, рекламу сигарет поручают крупным рекламным агентствам на комплекс рекламы.

Я уважаю каждую точку зрения относительно рекламы. При этом реклама сигарет - это лишь следствие, начинать нужно с законодательств а.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Алла
0 # Алла 30.05.2013 11:46
Интересный материал для размышления. Особенно мне понравились пункты № 2 и 3. По поводу третьего - готовлю тексты для своего сайта, и решила сделать отдельную страницу "Что я НЕ рекламирую". Кстати, спасибо, что напомнили о финансовых пирамидах - надо также добавить в список запретных тем:)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 04.06.2013 15:09
Алла, хорошо придумали относительно рубрики "Что я НЕ рекламирую". У нас в Студии есть блок "Наши правила", вот там мы как раз все и описали - о наших принципах и о том, с кем мы не работаем.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Майя Ходырева
+1 # Майя Ходырева 30.05.2013 12:07
Кстати сетевой маркетинг - не обязательно финансовая пирамида. Основное отличие финансовых пирамид - отсутствие товара, т.е. "вложите деньги и приведите еще тех, кто вложит деньги"... Если же есть реальный товар (косметика, БАД и т.п.) - то это уже не афера, а реальное дело. Как показывает практика, качество продукции во многих сетевых компаниях весьма достойное.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 04.06.2013 15:10
Майя, а кто говорил о том, что сетевой маркетинг - это финансовая пирамида? :-)

Или это Вы так - помеж строк? :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Дмитрий Карповский
0 # Дмитрий Карповский 30.05.2013 12:35
Мои табу - лохотроны, адалт, магия (услуги колдунов, шаманов и т.п.).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
+1 # Денис Каплунов 04.06.2013 15:11
Дмитрий, главное - сразу лохотрон распознать. Порой, они так хорошо это скрывают.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Марина
0 # Марина 30.05.2013 15:37
По п. №10: из 5% сделать 20% согласна - неприлично, но 8-то можно?))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
+1 # Денис Каплунов 04.06.2013 15:11
Можно или не можно - это уже каждый решает сам. ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
павел
0 # павел 31.05.2013 08:35
описание такого себе сферического идеального копирайтера в вакууме. :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 04.06.2013 15:11
Павел, если Вас это развеселило, я рад. :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Михаил
0 # Михаил 04.09.2013 21:08
Но интересно было бы услышать ваше мнение - как вы относитесь к неофитам копирайтинга?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Антон
0 # Антон 31.05.2013 09:17
Это можно назвать заповедями копирайтера ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 04.06.2013 15:12
Антон, думаю - можно. Главное, не оставить их на стенке, а поместить в голову и применять в работе. :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Михаил
0 # Михаил 04.09.2013 21:24
Можно было бы и отрерайтить до десяти?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Роман
0 # Роман 31.05.2013 09:47
Хороший список.

Нужно показывать его каждому молодому копирайтеру, который только-только начинает карьеру.

Помогает избежать болезненных последствий "учебы на собственных ошибках".

По крайней мере в некоторых случаях.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 04.06.2013 15:13
Роман, это и было моей целью.

Просто обидно за профессию, когда некоторые товарищи, подходя спустя рукава к работе, бросаю тень на всю отрасль.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Роман
0 # Роман 04.06.2013 16:45
Получил права - сразу гонщик.

Написал пару твиттов - сразу копирайтер.

Учил английский в школе - сразу переводчик.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Роман
0 # Роман 31.05.2013 09:48
Как на счет небольшого примера из жизни?

Пункт №9

Я работал на компанию, которая занимается продажей противопожарног о оборудования.

Моей задачей было наполнение сайта СЕО-оптимизиров анным контентом.

Одним апрельским утром меня попросили написать текст для брошюры (начальство планировало принять участие на тематической выставке).

Я написал.

Заказчику понравилось. Продолжили работать дальше.

Через два дня мой "манагер" пишет, что маркетолог отослал этот текст одному заслуженному копирайтеру, у которого $покупает$ семинары.

Назвал даже фамилию. ОГО-ГО!!1

И что тот сделал?

Просто-напросто взял и уподобился голубю. "Обэтосамое" мой текст по полной и был таков.

Фур-фур.

ВЫВОД: 15 пунктов ИДЕАЛЬНОГО спеца. Но в бою оно... по-другому.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 04.06.2013 15:14
Роман, не берите близко к сердцу.

Если уже после Вашей работы заказчик обратился к другому копирайтеру и необязательно к кому-то из известных, а не снова к Вам - вот над этим нужно задуматься и совершенствоват ься. Так мы делаем каждый день. :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Вера Богданова
0 # Вера Богданова 05.06.2013 10:04
Столкнулась в процессе работы с одной проблемой - я не хочу быть максимально открытой для заказчика.Пункт №14 для меня с оговорками получается. Я не готова быть открытой, если:
  • без спроса звонят на телефон

  • делают это в конце рабочего дня

  • дают задания, предварительно не обговорив цену

  • относятся, как к "литературному негру"
.
Подозреваю, что все выше описанное может возникать в жизни начинающего копирайтера, если он не умеет выстраивать четкие границы отношений с заказчиком. Я всегда готова идти навстречу, в результате мне садятся на шею. Все заканчивается тем, что я блокирую телефон заказчика и выключаю скайп. А уж о предварительной оплате и речи не идет. :sad: Фрустарция и опустошение...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 05.06.2013 10:15
Вера, очень справедливые уточнения. Лично мне тоже не особо нравится, когда меня тревожат поздно вечером, не понимая, что далеко не все люди предпочитают работать по ночному графику.

Думаю, здесь Вам сразу нужно указывать и обозначать правила, по которым Вы работаете, и четко им следовать, с минимально допустимыми исключениями (например, для постоянных заказчиков).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Михаил
0 # Михаил 04.09.2013 21:31
Это зависит от того,как вы выстроили ваши личные отношения с заказчиком. У меня как-то более душевно с ними отношения... Позитивное мышление(ИМХО)?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Богдан Хомченко
0 # Богдан Хомченко 17.06.2013 11:04
Как бы это 11 пункт всем бизнесменам имплантировать в мозг?!.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 17.06.2013 19:10
Попробуй, потом сообщи о результатах, особенн в фотографиях. :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Богдан Хомченко
0 # Богдан Хомченко 19.06.2013 10:59
А онлайн трансляция подойдёт? :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guapa
+1 # Guapa 17.06.2013 13:06
Я не копирайтер, наполняю сайты. Один из любимых - о беременности. Сразу поняла, что не буду писать об абортах, хотя это самая коммерческая ниша в такой тематике, самая денежная.
А одной фразой: не буду писать то, что противоречит личным представлениям о морали и жизненных принципах ни за какие деньги.
А ещё благотворительн ость. Профессионалы отдают во Вселенную часть себя, чтобы получить нечто большее. Бизнеса без заботы о слабом не бывает.
Я, к примеру, подгузники в Дом малютки покупаю. :oops:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 17.06.2013 19:10
Вашу инициативу не только стоит похвалить, но и поставить в пример!

Дети - это наше все. Молодец!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Еагений
0 # Еагений 17.06.2013 15:58
другим специалистам по маркетингу стоило бы написать себе подобные правила этики

по п.2 часто сталкивался с данной проблемой в работе с дизайнерами. просишь их прорисовать что-либо в макете, но они совершенно не понимают о чем идет речь и требуется раз 5 все переделать в макетах
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
+1 # Денис Каплунов 17.06.2013 19:10
Да, Евгений, я с Вами согласен. Если бы все люди следовали определенной профессионально й этике - отношения были бы более прочными, а так исполнители порой еще думают, что они им что-то должны. Но ведь деньги платят не они, а зарабатывать их учиться тоже нужно правильно
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Еагений
0 # Еагений 18.06.2013 10:26
Денис, это было бы великолепно!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Михаил
0 # Михаил 04.09.2013 21:42
Тут дело более в профессионализм е, нежеле чем в этике. Правильно составленное техзадание на проект ещё тысячу раз обговаривается. И, желательно, всё протоколировать с заказчиком. Тогда меньше вопросов об этике возникает при подписании акта выполненных работ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Галина
0 # Галина 08.07.2013 10:44
Денис, спасибо очень ценные советы! Я стараюсь придерживаться их, но иногда поведение заказчика оставляет желать лучшего. Некоторые почему то думают, что они просто благодетели для нас и позволяют себе не отвечать на сообщения по два три дня или проверять заказ еще дольше. У меня вопрос: почему если исполнитель не сдаст работу в срок это влечет за собой определенные санкции, а заказчику за долгую проверку ни чего не бывает?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Елена
0 # Елена 25.07.2013 14:44
Добавила бы, что копирайтер не соглашается сотрудничать по темам, которые противоречат моральным, законодательным и другим общественным нормам.
С уважением, Елена
www.sidelnikova.info
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Михаил
0 # Михаил 04.09.2013 21:55
Благодарен вам, Денис. Как-то (случайно наткнувшись на вашу информацию (книги) в инете) я много интересного и полезного для себя подчерпнул в ваших публикациях.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Юрий
0 # Юрий 11.08.2016 22:28
Пункт 5 зарублю на носу.
Пункт 8 вызывает много вопросов: если одному заказчику про тонированные стекла, другому про тонированные стекла, да 100% уникальности - почему нет? А рерайт чужого текста разве чем-то лучше рерайта своего? Да и свой-то составил по впечатлению от нескольких других, а что делать в такой узкой теме? А если до меня эту тему лопатили сто человек - целины не осталось.
Пункт 12 - не понятен сам принцип этой проблемы, разве заказчик будет хранить работу в сейфе, а не выложит в открытый доступ, да и что трафик портфолио по сравнению с трафиком его сайта? Вот если он хочет попридержать по какой-то причине - тогда конечно, без вопросов, раньше его нельзя.
Что-то добавить вот так навскидку не получается, думать надо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Вячеслав
0 # Вячеслав 13.10.2016 11:57
Пункты правильные.Это правила ведения бизнеса любого порядочного, ответственного копирайтера. Это библия, я бы сказал. Если все эти правила выполнять, то автор всегда будет уважаемым человеком. Просто чаще, особенно на биржаж, только и слышишь, должен, обязан. Хорошо хоть кнутом не подгоняют.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить