Вы здесь: ГлавнаяПортрет заказчикаТОП-7 ошибок при составлении брифа для заказчика

ТОП-7 ошибок при составлении брифа для заказчика

ТОП-7 ошибок при составлении брифа для заказчикаБриф (список вопросов, ответы на которые необходимы для работы над проектом) — неотъемлемая составляющая в работе копирайтера с заказчиком. Клиенты порой сами просят отправить им бриф для заполнения.

Обычно это происходит, когда они уже имели опыт сотрудничества с фрилансерами той или иной специализации.

Заказчики, которые сталкиваются с этим впервые, могут несколько раз переспросить, что это такое.

Вначале хочу заметить, что работать без брифа — непрофессионально. Каким бы четким заказчик ни был при самостоятельной постановке задачи, копирайтер тут все обязан брать в свои руки.

Потому что работу поручили именно ему.

Тем не менее, есть не сильно хорошая тенденция в составлении брифа. По большому счету, уже по одному брифу можно понять, насколько автор ориентируется в своей работе.

В этой статье я подготовил для вас список наиболее распространенных ошибок (только мое мнение) при составлении брифа для заказчика.

ОШИБКА № 1 — чужой бриф

 

Это — интеллектуальное и творческое преступление для автора.

Гораздо легче найти (или запросить под видом клиента) бриф другого автора, чтобы потом взять его за основу при разработке своего.

В итоге интеллектуальные совпадения очень близки. Вывод: вы ничего не сделали самостоятельно для разработки своего брифа.

Свое лицо закрыто чужим. И, почему-то, для кого-то это считается нормальным. Стандартная отмазка: «Так все делают».

Пусть делают. Если будете, как все, никогда успеха не добьетесь.

ОШИБКА № 2 — универсальный бриф


Универсальный бриф — это распространенный миф. Вот такая вот полезная для мозга рифма.

Даже сами заказчики при первом обращении за любым текстом запрашивают бриф.

А как вообще может существовать универсальный бриф, если все компании, продукты, товары и подходы в работе с клиентами разные?

Да, какие-то вопросы будут пересекаться, но таких вопросов обычно не больше половины, это если к своей работе относиться ответственно и по-настоящему разбираться в сути задания, которое тебе поручают. 

Для каждого нового клиента должен разрабатываться отдельный бриф. Более того, не может быть одинакового брифа для пресс-релиза, коммерческого предложения и текста о компании (для сайта).

ОШИБКА № 3 — отсутствие рабочих заготовок


Каждый раз набирать новый бриф «с нуля» — это ошибка.

У вас по определению должна быть рабочая заготовка по жанрам. Для коммерческих предложений — одна, для посадочных страниц — другая, для страницы, продающей услугу — третья.

В любом случае, как мы выяснили, примерно 50% вопросов пересекаются для каждого клиента. Но зачем тратить свое время, если можно заранее «подсуетиться» и разработать для себя универсальные заготовки для каждого вида текста, а потом просто их видоизменять и адаптировать под каждого клиента. Именно заготовки, а не полноценные брифы.

ОШИБКА № 4 — общие вопросы


Основа любого брифа — это вопросы.

Конкретный ответ можно получить только на конкретный вопрос. Без конкретного ответа за текст браться нет смысла.

Запомните, ваша цель — не просто отправить бриф, а добиться от заказчика четких ответов на свои вопросы.

Поэтому, со своей стороны не задавайте общих вопросов, на которые сложно дать конкретный ответ.

Также используйте дополнительные (наводящие) вопросы, примеры и уточнения, чтобы заказчик точно понял, что именно вы у него запрашиваете.

ОШИБКА № 5 — сильно много вопросов


Представляете себе заказчика, который получает от копирайтера бриф, открывает его, а там вопросов на 10 страниц….

А написать нужно просто текст о компании для корпоративного сайта. Он как посмотрит, сколько ему нужно заполнять, махнет рукой и откажется с вами работать.

Да, быть дотошным в нашей работе — это плюс. Но фанатизм всегда настораживает и отталкивает, чем бы вы ни занимались.

Всегда спрашивайте только то, что нужно вам знать именно для текущего проекта. У меня часто было когда я из рабочей заготовки убирал несколько вопросов, потому что не видел в них необходимости для того или иного клиента.

А принцип «пусть будет, не помешает» — это не мой выбор. Вам не нужна лишняя информация о клиенте. Он и так рискует, сообщая вам многие сведения, не подлежащие разглашению.

Не злоупотребляйте этим доверием.

ОШИБКА № 6 — отсутствие персонализации в вопросах


Клиенту неинтересно, как вы работаете с брифом. Ему нужно получить от вас эффективный текст. Он готов своими ответами на ваши вопросы помочь в достижении общего результата.

Но ему приятно будет увидеть, что вопросы составлялись именно для его компании. Поэтому, я всегда перед составлением брифа для каждого нового клиента практикую небольшую Skype-беседу, чтобы для себя вкратце выяснить суть проекта.

Это помогает мне при формулировании вопросов показывать, что они были составлены только для конкретного клиента. Профессиональный допустимый сленг, название компании, наводящие вопросы и т.д.

На такие вопросы клиенты отвечают охотней, что только вам на руку.

ОШИБКА № 7 — слабое оформление


Все должно быть аккуратно и красиво. Приятным для глаз, без ошибок и опечаток.

В ваших силах из простого текстового документа создать целый фирменный бланк с личными отличительными знаками.

Это говорит о вашем отношении к своей работе. Аккуратны в брифе — аккуратны в тексте.

Кстати, в брифах помогают таблицы, особенно если вам нужна определенная сравнительная информация.

Если просите какой-то список — заранее это предусмотрите в брифе пунктами-маркерами, которые нужно заполнить.

Желаю, чтобы вы еще раз пересмотрели свои брифы, задумались и «причесали» их до блеска.

Хорошего вам дня. И щедрых заказчиков.

Комментарии   

 
Мария Велес
+4 # Мария Велес 11.01.2014 22:28
Привет, Денис. Спасибо за пост. "Причесывать" брифы, что-то в них менять рекомендуется не реже, чем раз в полгода. И единых правил для составления таких документов быть не может.

На мой взгляд, универсальный бриф имеет право на жизнь. Ко мне, например, обращается очень много заказчиков, которые вообще не знают, что сказать, с чего начать. Выудив хоть что-то, уточняю ТЗ, а ещё лучше - высылаю бриф для конкретного вида работы. Этот файл выручает только при написании статей. Для нейминга, слоганов - не вариант, конечно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
0 # Денис Каплунов 29.01.2014 10:31
Мария, спорный момент, я тоже так думал раньше.

Но получается так, что заказчику приходится потом 2 раза отвечать на бриф. То есть, 2 брифа — это уже перебор.

Автор должен поддерживать клиента, помогать ему.

Хотя, с другой стороны, у каждого свои методы работы. Главное, чтобы они приводили к итоговому результату — удовлетворенный клиент.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Лена
0 # Лена 17.01.2014 21:35
У меня есть разные брифы для КП, информационных статей, SEO-текстов и т.д. Но перед отправкой заказчика я всегда вношу корректировки. Что-то убираю, что-то, наоборот, добавляю. Раньше я себя за это мысленно ругала. Почему-то мне казалось, что больше так никто не делает. Оказывается, все совсем по-другому)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Мария Велес
0 # Мария Велес 19.01.2014 14:42
Лена, делают, конечно. Иногда приходится ориентироваться по первому письму от клиента. Есть заказчики, знающие дело лучше копирайтера. :) Но есть и такие люди, которые вообще далеки от всего, что связано с написанием текстов. Приходится объяснять с нуля.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Дмитрий Коренко
0 # Дмитрий Коренко 24.01.2014 10:55
Согласен с Денисом, под каждую услугу нужен отдельный бриф, или хотя бы с дополнениями. Раньше использовал универсальный, но понимал, что потом приходится добивать заказчика дополнительными вопросами, которых в брифе я не учел. :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить