Вы здесь: ГлавнаяСоветы гуру6 правил эффективного написания текстов от Джорджа Оруэлла

6 правил эффективного написания текстов от Джорджа Оруэлла

georgeВсем привет!

Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с наставлениями наших учителей, которые уже успели добиться успеха.

На этот раз я вам предлагаю впитать в себя мысли не копирайтера, а успешного писателя и публициста Джорджа Оруэлла.

В своё время Джордж написал книгу о гражданской войне в Испании, которую отказались печатать.

Причина на тот момент была вполне обоснована – по мнению редактора, она могла навредить активной борьбе с фашизмом.

Но мы сегодня не будем говорить о творчестве этого талантливого англичанина.

Я приготовил для вас его небольшой очерк «6 правил эффективного написания текстов», который часто цитируют многие авторы.

В том числе и наши с вами более именитые и высокооплачиваемые зарубежные коллеги.

На этом моя вводная часть прекращается.

Я предлагаю вам насладиться данными (Сергей Трубадур, извини, не удержался Smile) наставлениями и задуматься, на правильном ли вы находитесь пути по направлению к эффективному писательству?

К каждому правилу я оставил свой личный комментарий.

 

 

ПРАВИЛО № 1

 

«Никогда не используйте метафору, сравнение или иные фигурные речевые обороты, которые часто применяются другими авторами»

 

В эту категорию можно включить как распространённые штампы на подобие «ни для кого не является секретом», так и личные «фишки» других авторов…

В первом случае, если мы используем такие распространённые речевые обороты – нас будут обвинять в наличии дилетантского слога.

 

            * И будут правы…

 

 

Во втором случае – если мы будем использовать какие-то «фишки» других копирайтеров (о которых знают многие коллеги), нас просто обвинят в подражании…

В любом случае, мы проигрываем. Smile

Поэтому, у каждого автора должен быть какой-то личный штрих. Да, много говорят о том, что у копирайтера не должно быть собственного стиля.

И мы стараемся быть разнообразными.

Просто очень часто у нас чешутся руки… Мы хотим в очередной раз использовать какой-то удачный оборот или приём…

Вывод простой – не подражайте, пусть подражают вам. Smile

 

 

ПРАВИЛО № 2

 

 

«Никогда не используйте длинное слово, если у него есть более короткий аналог».

 

 

Это как раз тот случай, когда размер имеет значение…

Чем короче слово – тем оно проще воспринимается читателем, он не спотыкается о сложные словесные конструкции…

Уверен, что существуют исключения, когда вы желаете придать слову какую-то энергетическую окраску.

Сравните – сухое прилагательное «сильный» и эмоциональное «сокрушающий».

Но, всё равно, я всегда при вычитке текста ищу любой повод, чтобы сократить его размер (без вреда логике).

Именно поэтому я перешёл на расценки, которые не зависят от 1000 знаков. Потому что любой автор одержим соблазном настрочить необходимый объём за счёт лишних слов…

 

              * Да-да-да, я знаю, что мы все белые и пушистые… Но… Smile

 

 

Внимательно изучайте слова и ищите им более короткие аналоги.

 

 

ПРАВИЛО № 3

 

«Если Вы можете удалить слово из текста без вреда, сделайте это»

 

 

Продолжаем говорить о краткости. Как видите, не только Антон Павлович призывает к этому авторов.

В процессе вычитки текстов находите слова, которые можно удалить без вреда логике изложения. Естественно, без фанатизма.

Если мы превратимся в информационного хирурга, то получим сырой невыразительный текст.

Во всём следует знать меру. Smile

Занимаясь постоянным «обрезанием» своих предложений, весь текст может утратить свою динамику.

И я согласен, следуя этой тактике, очень трудно набрать нужное (заметьте, это слово короче, чем «необходимое» J) количество 1000-знаков.

В принципе, можно наплевать на это правило. Тут уже всё зависит от вас, насколько вы хотите жертвовать качеством своих работ?

 

 

ПРАВИЛО № 4

 

 

«Никогда не используйте пассивный залог, если ему можно найти достойную замену в виде активного».

 

В принципе, это правило больше касалось английского языка.

Хотя, и в русском языке использование активного и пассивного залога тоже имеет свои особенности.

Оцените 2 фразы:

 

1. Я прочитал книгу

2. Книга была прочитана мной

 

Первая – активный залог. Вторая – пассивный. Какой вариант лично вам приятно читать?

Я – за первый вариант, и поддерживаю в этом отношении дядю Джорджа.

Но, не исключаю того факта, что удачно использованный пассивный залог тоже имеет право на существование.

 

            * Обратите внимание на «удачно использованный пассивный залог» Smile

 

 

 

ПРАВИЛО № 5

 

 

«Никогда не используйте иностранную фразу, научный термин или профессиональный жаргон, если их можно заменить обычным словом»

 

 

Пусть на меня не обижается господин Оруэлл, но я лично терпеть не могу слово «никогда»…

 

             * Извините, но уже 4-ый раз встречаю это слово в его правилах…

 

 

Я согласен, что это наставление имеет благую цель и в нём заложено рациональное зёрнышко.

При этом мы, копирайтеры, должны писать тексты, которые по своей смысловой нагрузке максимально приближены к конкретной целевой аудитории.

Уверен, что иностранные слова, прочно осевшие в нашем родном языке, использовать можно. А иногда и нужно.

Но, не стоит быть заумным и пытаться выделиться какими-то напыщенными терминами, желая показать всю силу своего научного словарного запаса, а тем более иностранного.

 

 

ПРАВИЛО № 6

 

«Лучше нарушьте любое из этих правил, чем скажете что-то варварски неуместное»

 

СУПЕР!

Вот это самое моё любимое правило из всех вышеперечисленных.

Я даже не знаю, как его прокомментировать, поэтому приглашаю вас всех высказаться самостоятельно…

Хотя нет…

Добавлю интересное наблюдение. В англоязычном интернете большинство источников рассказывает только о 5-ти правилах Джорджа Оруэлла.

И лишь некоторые упоминают все 6.

Вопрос: почему?

Комментарии   

 
Guest
0 # Guest 12.11.2010 09:28
Зачем рассказывать о 6, если можно рассказать о 5? :))) Особенно, если 6-ое чуть ли не перечеркивает первые пять.

А вообще — правила хорошие, известные :) теперь мы знаем, откуда у них ноги растут
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
+3 # Guest 12.11.2010 09:32
Люблю своды правил. Потому, что к ним всегда прилагается двухтомник исключений ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 12.11.2010 09:42
Неожиданно видеть подобные правила, сформулированны е не гением рекламных текстов, а писателем, автором художественных произведений)) Казалось бы, здесь как раз все должно быть наоборот (кроме правила №1).

Книги Джорджа Оруэлла, насколько я знаю, часто обвиняют в небольшой художественной ценности и скупости языка. Но меня, например, они очень "цепляют". И я за скупостью вижу точность и внимание к каждому слову.

В любом случае, все правила очень индивидуальны, и необходимость следования им зависит от конкретных целей и желаемого эффекта.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 12.11.2010 10:29
Особенно понравилось 6-е правило, непонятно, почему многие пытаются его умалчивать?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
+1 # Денис Каплунов 12.11.2010 10:43
Наталья Карья_aka_Tashk a - это по принципу - "Зачем рассказывать 5, если можно вообще ничего не рассказывать?" :lol:

Анна Шиповская - это и есть главная роль правил - дать толчок народу мыслить головой и стараться уходить от стереотипов.

Если бы не было правил - куда бы мы развивались? :-)

Дарья - если мы говорим именно о копирайтинге - тот тут соглашусь точно. У меня был один клиент, который любил говорить "йопта"...

Когда я его привлекал, последним аргументом из моих уст была фраза: "Ну что, начнём сотрудничать, йопта?"

Подпись на договоре в моём кармане...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
+1 # Денис Каплунов 12.11.2010 10:46
Владислав Лихенко - а потому что наши зарубежные товарищи привыкли жить именно по правилам.

Вот Анютка не даст соврать. В Англии, например, автобус уходит в 6.03 p.m. - если вы бежите и подбегаете к автобусу в 6.03.01, дверь перед вашим носом закрывается, и автобус уезжает...

Оказывается в Вестминстерское аббатство по 1-разово купленному билету можно ходить на экскурсию хоть целый день, передавая его из рук в руки...

Ну очень правильные...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
+1 # Guest 12.11.2010 11:21
Да, шестое правило пришлось по душе больше всего! Хотя остальные 5 тоже заставили призадуматься о слоге
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
+1 # Guest 12.11.2010 12:30
Цитирую Денис Каплунов:

Вот Анютка не даст соврать. В Англии, например, автобус уходит в 6.03 p.m. - если вы бежите и подбегаете к автобусу в 6.03.01, дверь перед вашим носом закрывается, и автобус уезжает...


...а через 8 минут ровно придет новый. Но тоже уедет, если у него по датчику массы перегруз, даже, если есть места.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 12.11.2010 16:27
«Уверен, что иностранные слова, прочно осевшие в нашем родном языке, использовать можно. А иногда и нужно»

Только подумала – какие же «несчастные» родные слова подвергаются удачной замене «иностранцами»? И тут же – «СУПЕР»! Вот думаю – неужели «ОТЛИЧНО» выглядит менее привлекательно? ! Хотя, исходя из правила №2… :lol:

А если серьёзно – хорошие правила!!! И даже более раннее знакомство с оными (кроме правила №6) не мешает снова вчитываться в эти прописные истины.

Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 12.11.2010 23:30
Даже в художественном произведении важна точность и краткость. Не вский читатель доползет до серидины предложения, написанного, например, Толстым.
Но мне, честно говоря, совсем не нравятся никакие правила. Разве в том плане, что у них есть такие классные исключения :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 13.11.2010 07:13
Более чем согласен со знаменитым писателем :).

Это и штампы вон, и «воду» вон, и борьба с канцеляризмами — все проблемы, которыми занимаюсь в последнее время.

З.Ы. А чего прощать-то?) Это не моя личная борьба.

Я просто даю направление, а каждый сам решает, что использовать, а что нет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 13.11.2010 08:58
Помоему у каждого автора так или иначе со временем Формируется собственный стиль написания продающих текстов. И этому способствует не только опыт, но также и начитанность. Я постоянно обращаю внимание на окружающие рекламные тексты, объявления и если вижу стоящии фишки, которые там используют, то пробую тестировать их сам.
А так хорошая статья... :) прочитал с удовольствием
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
+1 # Денис Каплунов 13.11.2010 09:30
Тамара - вот именно - вокруг одни правила, которые в некоторых случаях могут даже сами себе противоречить.. . :-)

Максим Федоров - да Максим, правила - это действительно хорошо. Но я вот тоже не особый любитель им верно следовать. Исключения порой более интеерсно выглядят, чем правила.

Сергей Трубадур - вот! Как и в примере с Джорджем - всё это персональные правила каждого человека.

То есть - у всех нас свои правила, которые местами могут противоречить друг другу.

Поэтому нам и интересно друг друга читать...

Раз-Два - а я вот с каждым днём обнаруживаю всё меньше и меньше новых оригинальных фишек в рекламных текстах... :-|

Как будто всё пишется под копирку.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Дмитрий Погодин
0 # Дмитрий Погодин 14.11.2010 18:53
Последнее какое-то бредовое правило. Или я что-то не понял.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Денис Каплунов
+1 # Денис Каплунов 14.11.2010 18:59
Дмитрий Погодин - Дмитрий, возможно это у меня просто получился бредовый перевод... :-)

Имелось в виду - лучше нарушить любое из 5-ти правил, чем написать что-то откровенно неуместное и глупое.

В этом маэстро прав...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 15.11.2010 09:48
Спасибо за статью!
Интересные правила, но Я хоть и недавно начал заниматься копирайтом все же предпочитаю после прочтения нескольких интересных статей и постов по теме писать свою статью выкладывая в ней свое видение проблемы а не просто делать рерайт.
Так читателям ничего нового для работы их мозга не предоставишь ))))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 19.11.2010 09:47
У меня правил 7.
Они отличаются от правил отца Большого Брата, но ему тоже не хватает седьмого.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 19.11.2010 11:59
Оруэлл похоронил в себе чудо-копирайтер а?! Лаконичен, пунктуален, писал по правилам...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 19.11.2010 12:31
Богдан Хомченко, скорее всего копирайтеры хоронят в себе писателей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 19.11.2010 12:44
Цитирую Копирайтер Александр Шуленин:
Богдан Хомченко, скорее всего копирайтеры хоронят в себе писателей.


Почему хоронят? Они же пишут! :) И не каждый писатель станет копирайтером, а копирайтеру в писатели - прямая дорога.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 19.11.2010 13:13
Богдан Хомченко, чиновники тоже пишут, и в таких объёмах, что даже Донцова позавидует. Но разве они писатели?

А у копирайтеров своя профессиональна я деформация, которая мешает стать писателем.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 19.11.2010 13:31
Цитирую Копирайтер Александр Шуленин:

"Деформация мешает" - грустно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 19.11.2010 13:58
Может быть, это и грустно, но я знаю только одного копирайтера, который стал писателем.
И то, чтоб его книги не путали со школьными тетрадками в 12 листов, при верстке чуть ли не каждое предложение с новой страницы печатали.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 19.11.2010 14:17
Цитирую Копирайтер Александр Шуленин:
Может быть, это и грустно, но я знаю только одного копирайтера, который стал писателем.


Его имя?!! :)))))))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 19.11.2010 17:55
Богдан Хомченко, Фредерик Бегбедер
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 19.11.2010 18:28
Цитирую Копирайтер Александр Шуленин:
Богдан Хомченко, Фредерик Бегбедер


Ааа! :) А я уж думал, что ключевое слово СТАЛ.

Мало писательского, в основном - эпатаж и попытка выдать свои знания за откровение.

То ли дело Веллер - просто рассказывает, а знания - уникальные.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 19.11.2010 19:37
Богдан Хомченко, про Легенду Невского Проспекта согласен — совсем другой калибр. Но после «последнего шанса» я потерял к нему интерес. Хотя в плане технологии есть чему поучиться.

Но при определении писатель/не писатель не стоит опираться на литературные вкусы. Они субьективны. Я, например, не согласен с репликой Шкловского, что «Булгаков у ковра». Планирую познакомиться с творчеством Вересаева, не удивлюсь, если и тут взгляды не совпадут.

Поэтому лучше использовать очевидный и объективный критерий. На мой взгляд — это наличие изданных художественных произведений. У Бегбедера они есть. Он писатель. И мы не обсуждаем качество его текстов. Это уже дело вкуса.

Лучше поучиться у него правильной подаче и продаже своего творчества.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 21.11.2010 10:30
Цитирую Копирайтер Александр Шуленин:
Лучше поучиться у него правильной подаче и продаже своего творчества.


Апокалиптически звучит! :))

Наверняка, есть чему учиться. Но я не нашел, к сожалению. Таких, как он много. Он выделился тем, что рассказал о специфике рекламного труда и продал свои рассказы.

А опубликованного на полках книжных лавок много. И все авторы этого бумажного крама - писатели? :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Guest
0 # Guest 21.11.2010 14:31
Богдан Хомченко,
Таких, как он много.

Людей, чьи книги переведены на 36 языков, и суммарный тираж исчисляется милиионами экземпляров? Возможно и много. Но думаю, не на столько много, чтобы было невозможно посчитать и сказать точную цифру.
Цитирую Богдан Хомченко:

А опубликованного на полках книжных лавок много. И все авторы этого бумажного крама - писатели? :)


Ну, те кто пишет non-fiction — вряд ли. Более, того, те кто пишет качественный non-fiction, точно не писатели — у них профессия есть.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить